Территориальная профсоюзная организация учреждений и предприятий Управления делами Президента РФ

Территориальная профсоюзная организация учреждений и предприятий Управления делами Президента Российской Федерации

Новости

ТЕПЛОХОД БЕЛО-СИНЕНЬКИЙ,
ЧЕРНЫЙ ДЫМ НАД ТРУБОЙ

19–24 мая 2024 года 42 представителя первичных профсоюзных организаций, входящих в структуру Территориальной профсоюзной организации совершили увлекательную экскурсионную программу на бело-голубом лайнере – теплоходе «Симфония севера».

Начало путешествия было обозначено: Санкт-Петербург, пристань «Обуховская оборона»

19 мая – первая швартовка теплохода у Крепости Орешек - древней русской крепости на Ореховом острове в истоке реки Невы, напротив города Шлиссельбурга в Ленинградской области.

Первое упоминание о крепости Орешек датируется 1323 годом, записано о ней в Новгородской летописи. На тот момент это было деревянный форт-укрепление, возведенный Юрием Даниловичем, внуком Александра Невского. Уже на тот момент Крепость получила название Орешек (альтернативное название — Ореховая Крепость), которое было связано с локацией нахождения — Ореховым островом.

История Крепости Орешек насчитывает еще одно кровопролитное сражение, в ходе которого Крепость перешла в руки противника — в сентябре 1611 года в результате многомесячной осады Орешек достался шведам. Из 1300 защитников Крепости в живых осталось не более ста изможденных бойцов, остальные пали жертвами голода и болезней. В 1617 году шведы и русские подписали перемирие, по условиям которого Орешек отошел шведам и потерял свое название. Новые хозяева назвали его Нотебург.

В 1700 году началась Северная война. Петр I понимал, что Крепость не утратила своих оборонительных свойств, и взять ее можно было только с помощью флота. В сентябре 1702 года к форту подошли российские корабли. Штурм длился всего 13 часов. а уже 14 октября 1702 года произошла официальная передача крепости законному владельцу и Орешек получает новое название — Шлиссельбург (ключ-город).

В годы Великой Отечественной войны небольшой гарнизон советских войск оборонял крепость 498 дней, до момента прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года. За время обороны на головы защитников старинной крепости обрушилось примерно 50 тысяч снарядов и мин противника, при этом немцы предпринимали также бомбардировки крепости с воздуха. Расположенная в истоке Невы возле Шлиссельбурга крепость на сотни дней превратилась в передовой форпост обороны левого фланга Ленинградского фронта.

В разрушенном храме крепости установлен памятник ее защитникам. 

Следующая остановка 20 мая на архипелаге Валаам. Валаам - прекрасная обитель, монастырь на островах. На Валааме ведется знаменитое монастырское хозяйство. Сюда часто приезжают паломники. Валаам находится в Ладожском озере в 22 км от материка с расположенным на нем Спасо-Преображенским монастырем. Площадь 50-ти островов составляет 36 квадратных километров. Название «Валаам» переводят с финского как «высокая земля», менее вероятный перевод - «земля клятвы» или «земля света». 

Согласно валаамскому преданию, в древние времена, когда жившие в Приладожье финно-угры и славяне только готовились принять христианскую веру, острова были гигантским языческим жертвенником. Первый из учеников Христовых, Св. Апостол Андрей Первозванный, просвещая скифские и славянские земли, из Новгорода отправился на Валаам, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест. Святой Апостол предсказал великое будущее Валааму, наступившее с основанием и расцветом монашеской обители.

В этот же день т.е. 20 мая во второй половине дня теплоход пришвартовался на острове Коневец.
Коневец расположен в западной части Ладожского озера, что находится неподалеку от Санкт-Петербурга. От берегов Громовского поселения он отделен небольшим проливом. Площадь островной территории невелика - всего 8 квадратных километров. Его максимальная протяженность - 5 километров. В среднем Коневец возвышается над поверхностью озера не более чем на 3 метра. 

На острове Коневец расположен Коневский монастырь, который находится в 7 км от берега. Остров небольшой – длина ~5км, ширина ~ 3 км, площадь ~ 10 кв.км. В 1393 году на остров прибыл прп. Арсений. Родом он был из Новгорода, в юности принял постриг. Познакомился с афонскими монахами и отправился на Афон. Потом вернулся на родину. Он привез с собой икону Божией Матери, известной сейчас как икона Коневской Божией Матери (икона теперь принадлежит Финляндской православной церкви). Из Новгорода Арсений отправился по Волхову на север, чтобы найти уединенное место. Лодку его прибило к Коневцу. Здесь он прожил три года в одиночестве, затем вместе с единомышленниками основал монастырь. На монастырь несколько раз нападали шведы. В отличие от южных монастырей, обитель на Коневце не имела никаких укреплений. Это был как бы монашеский поселок на острове. Предполагаю, что так же как и на Валааме здешние монахи соблюдали все заповеди, в том числе «не убий». Так что шведам ничего не стоило захватывать остров. Всякий раз обитель возрождалась, деньги давали Василий III, Иоанн IV, Федор Иоаннович, Борис Федорович. В 1610 году шведы окончательно захватили эти земли. Монахам пришлось уйти, так как православным в то время выжить при шведах было практически невозможно. Петр Первый в 1718 году издал указ о восстановлении монастыря. В середине XIX – начале ХХ веков монастырь быстро разбогател, имел земли, хозяйство, сдавал в аренду места рыбной ловли. Всё, что было построено в это время, сохранилось до сих пор. В 1914 году братия насчитывала 321-го насельника. После революции 1917 года эти земли отошли Финляндии. Остров посещал Маннергейм, были построены северные и южные оборонительные батареи, которые сохранились до сих пор. В 1940 году монахи эвакуировались вглубь Финляндии. Им удалось вывезти кое-что, в том числе икону Коневской Божией Матери. В советское время на острове находилась военно-морская часть и испытательный полигон. Остров стерли со всех карт, огородили колючей проволокой, гражданским судам запрещалось ходить мимо острова. Сегодня Коневец — это мекка для туристов и паломников.

21 мая после ночного перехода, который длился 14 часов теплоход прибыл в Свирьстрой – небольшой поселок на берегу реки Свирь. Здесь проживают менее тысячи жителей. Поселок возник в связи со строительством Нижнесвирской ГЭС.

Нижне-Свирская гидроэлектростанция была построена в 1927–1936 годах по проекту выдающегося русского инженера - академика Генриха Осиповича Графтио. Это – первое в мире гидротехническое сооружение на слабых грунтах. Американские консультанты считали строительство плотины ГЭС на таких грунтах технической авантюрой, чреватой катастрофой. Рано или поздно, утверждали они, грунт будет размыт и плотина рухнет. Но наши инженеры нашли эффективное и экономически оправданное решение. Плотина была построена в срок, и гидроэлектростанция работает до сих пор, вырабатывая около пятисот миллионов киловатт-часов электроэнергии в год.

Шлюз Нижнесвирской ГЭС поднимает идущие с Ладожского озера суда на 12 метров.
Круизные теплоходы останавливаются здесь, в основном, для того, чтобы забрать своих туристов, которые ездили на экскурсии в Александро-Свирский или в Введено-Оятский монастыри. Обычно на эти экскурсии туристов везут автобусами из Лодейного Поля, а возвращают их из экскурсий в Свирьстрой.

Кижи.  Название «Кижи», по одной версии, происходит от вепсского слова, что означает «мох (растущий на дне водоёмов), по другой версии, название восходит к вепсскому слову «игрище, место для игр, праздников». 2 октября 1945 года Постановлением ЦИК Карело-Финской ССР территория Кижского погоста была объявлена государственным заповедником. Объект всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

1 января 1966 года на базе архитектурного ансамбля Кижского погоста был основан Государственный историко-архитектурный музей «Кижи», куда помимо существующих на своих первоначальных местах построек было свезено большое количество часовен, домов и хозяйственных построек из Заонежья и других регионов Карелии. В период оккупации Карело-Финской ССР во время Великой Отечественной войны часть икон из храмов погоста была вывезена в Финляндию. Впоследствии иконы были возвращены СССР.

Летом 2000 года остров Кижи и его храмы посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, летом 2010 года — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Петрозаводск. Город Петрозаводск был основан 1 сентября 1703 года, когда на берегу Онежского озера, по указу Петра I, было начато строительство казённого оружейного завода. Дата присвоения статуса города — 21 марта (1 апреля) 1777 года.

В 1788 году в Петрозаводске на Александровском заводе для нужд предприятия была построена первая в мире  железная дорога заводского назначения «чугунного колесопровода». 

Город как поселение возник при закладке казённого оружейного завода, названного изначально Шуйским (название связано с Шуйским погостом, на территории которого организовывалось производство), которая состоялась 1 сентября 1703 года. Уже в 1704 году — к моменту окончания строительства — завод был переименован в честь Петра I в Петровский. Выросший при заводе посёлок стал именоваться Петровской слободой. В 1777 году слобода получила статус города с названием Петрозаводск В 1941 году, после оккупации города финскими войсками, он был переименован в Яанислинна или Онегаборг.  После освобождения города Красной армией ему было возвращено название Петрозаводск.

Это село на берегу реки словно сошло со страниц подарочных альбомов о России: игрушечные терема с кружевными наличниками, добротные крестьянские избы с работающими мастерскими, ухоженный барский особняк с белыми колоннами, пристань, куда причаливают теплоходы. Мандрогам, что в Ленобласти, прочат славу второго Плеса: здесь уже отдыхали президент и многие знаменитости, снимали популярный фильм. Но пока это место не так раскручено, так что толп туристов нет, а в разгар осени тут особенно красиво.

Фактически круизное путешествие закончилось 23 мая посещением села Мандроги, где на берегу реки словно сошло со страниц подарочных альбомов о России игрушечные терема с кружевными наличниками, добротные крестьянские избы с работающими мастерскими, ухоженный барский особняк с белыми колоннами, где мачтовые сосны, стелется клубами туман, сквозь который пробиваются первые лучи солнца. Прямо посередине дороги сидит огромный глухарь. Шум птицу не смущает. Только услышав гудок, она лениво взмахивает крыльями. Метров через двести — уже целая стая, такая же невозмутимая. Чуть дальше из кустов выпрыгивает любопытный заяц.

«Вышли поздороваться наши непуганые звери», — смеется водитель-старожил Петр Иванович. На вопрос, есть ли медведи и волки, отвечает: «Когда-то были, сейчас нет».

24 мая в 8 часов 30 минут теплоход под романтичным названием «Симфония севера», успешно завершив небольшую «кругосветку», прибыл на стоянку в Санкт-Петербурге. Прощание на пристани и пожелания встретиться вновь.